Китайские кинозвезды объединились с Мэттом Дэймоном для того, чтобы сразиться с монстрами в первой англоязычной картине режиссера Чжана Имоу.
“Великая стена” уже давно расхваливалась в качестве ориентира для ценителей: это первое появление Мэтта Дэймона в Китае, первая кинокартина на английском языке для режиссера Чжана Имоу и первый фильм, который представляет стратегию Legendary Pictures по охвату отдельно взятого континента. Результат, однако, оказался гораздо менее захватывающим, чем вся эта шумиха, поднятая вокруг съемок.
Несмотря на отличный подбор актеров и огромное количество разнообразных спецэффектов, Чжан и сценаристы из Голливуда создали шаблонный фильм о монстрах – перенесенный в Китайский сеттинг неопределенного исторического периода, где генералы, одетые как Терракотовые воины, уже освоили анестетики, воздушный транспорт и английский с американским акцентом.
Рассказывая фантастическую историю огромнейшей битвы, победа в которой должна остановить паранормальных тварей от вторжения в Китай, “Великая стена” не станет какой-то значительной вехой ни в карьере режиссера, ни для главной звезды фильма. Тем не менее Дэймон, безусловно, оправдал возложенные на него надежды, и его присутствие (наряду с Уильямом Дефо и китайскими кинозвездами Энди Лау и Чжаном Ханью) должно обеспечить фильму кассовый успех в Китае. Для международного рынка фильм лучше всего было бы позиционировать как новинку для любителей монстров или тех фанатов, которые заинтересованы в Чжане Имоу как режиссере, способном показать культурную экзотику.
Показывая компьютерную панораму “Великой китайской стены”, фильм начинается с титров, говорящих о том, что стена вступает в третье тысячелетие своего существования и существуют факты и легенды, рассказывающие ее историю. “Это одна из легенд” – тем самым нам сразу сообщают о том, что ждать в этой сказке какой-либо достоверности не стоит.
Главный герой здесь один – Уильям Гарин (Мэтт Деймон), который, во время бегства от “горных племен” на севере Китая попадает с напарником Товаром в плен к военному гарнизону на одной из главных застав вдоль Великой китайской стены. Их рассказы о том, что они просто торговцы, легко развенчаны, но их оставляют в живых после того, как Уильям показывает гигантскую отрубленную лапу зверя, который напал на него и Toвара (Паскаль) в степи.
Монстр, о котором они рассказывают, оказывается Таоти, смертоносной паранормальной ящерицей, полчища которых давно пытались вторгнуться в Китай. Именно из-за этих монстров Великая Китайская стена и была построена. Уильям с Товаром сразу получают представление об этом в результате напряженного, поистине зрелищного боя, насыщенного взрывами от “Industrial Light & Magic”, которые показали, как правильно применять компьютерную пиротехнику.
После спасения китайского солдата и демонстрации стрелковых навыков в бою, Уильям принимается в гарнизон. Изначально он хочет добыть у китайцев загадочный порох, который дома принесет ему состояние – в последствии же его совесть берет верх (это Мэтт Дэймон, в конце концов), а его мыслями завладевает Лин (Джинг Тиан), единственная женщина, владеющим английским языком и к тому же являющаяся командиром заставы.
Уильям остается в гарнизоне даже после того, как Toвар – подстрекаемый Баллардом (Дэфо), который находился в заключении в лагере в течение 25 лет, преподавая английский язык Лин – крадет сокровище и сбегает.
В общем, персонажи грубо выписаны, повествование тусклое и даже картинка и звук становятся слищком нарочитыми по ходу фильма. Деймон, кажется, пытается бороться с собственными диалогами, которые приправлены современной лексикой.
И это не говоря уже о полном отсутствии логики в фильме: Почему Taти нападают на людей только каждые 60 лет? Почему армию ведет “Командный корпус” с участием женщин-военнослужащих, прыгающих вниз по стене, чтобы отбить атаку монстров, когда уже есть пушки и другая артиллерия?
Чжан Имоу мог бы поставить именно то, что от него ожидали – визуальный спектакль, который не останавливается ни перед чем, чтобы показать загадочную древнюю культуру. А так, “Великая стена”, скорее является просто первым опытом для Чжана Имоу, Деймона и продюсеров в попытке выбраться с американского рынка на китайскую территорию. Фильм может быть знаковым для киноиндустрий США и Китая, но его вряд ли можно назвать творческим прорывом для тех, кто участвовал в съемках.